Строителями стали применяться крестовые своды, которые создавали при помощи перекрещивания пары полуцилиндров под углом в девяносто градусов.

Подобное построение значительно более совершенное, оно перемещает всю мощь перекрытия со стен на опоры в углах. Но тяжелый вес сводов из камня была чрезмерно велик: были постройки толщиной до двух метров.

Так, создавалось мощное боковое давление (распор). Значительное пространство не получалось перекрыть таким способом.

Чтобы облегчить свод, архитекторы начали усиливать каркасные арки, которые создавались на стыке крестовых сводов, а заполнение сооружали тоньше.

Каркасные арки (нервюры) соединяли друг с другом с помощью опор нефа в форме квадрата. Со временем сформировалась связанная модель: на один квадрат центрального нефа сооружалось два боковых, но меньшие по размеру.

Эта конструкция придавала немалую надежность и особенную ритмику во внутреннем пространстве храма, разделяемого с помощью чередования на центральные и боковые столбы и аркады. Благодаря облегчению стен, перемещению веса сводов на внутренние опоры возник переходный романо-готический стиль.

Однако новое построение привело к появлению сложностей. В остов нервюрного свода входили по диагонали скрещивающиеся арки и четыре боковые. При классической полуциркульной схеме щековые арки становились намного ниже диагональных, в результате чего необходимо делать сложные каменные распалубки.

Скоординировать высоту арок друг с другом можно было, если создать не полукруглую, а заостренную, стрельчатую форму. В то же время строители открыли, что высокие и заостренные арки образовывают меньше боковое давление (распор) на поверхность стен и опоры. Благодаря подобным приемам в архитектуре, как:

  • стрельчатые арки,
  • ребристые своды,
  • каркасная конструкция

можно было перегораживать большие по площади пространства, повышать высоту кафедральных соборов, собирая в нем толпы. Сильное боковое давление (распор) при повышении высоты сооружения получалось покрывать механизмом опорных столбов снаружи здания ─ контрфорсов, которые были соединены с пятами сводов с помощью наклонных арок (аркбутанов).

С контрфорсами сталкивались в архитектуре и раньше ─ как утолщенность внешних стен или ступенчатых «подпорных» столбов они встречались в византийских и романских строениях.

При создании готических соборов контрфорсы отставлены от стен, сооружаются в виде рядов, включая кровлю невысоких боковых нефов, а сильно переброшенные аркбутаны, применяя различную высоту центрального с боковыми нефами, образуют особенную витиеватую, но чрезвычайно крепкую конструкцию, которая издалека смотрится, словно, сказочный лес.

Для дополнительной безопасности на столбах-контрфорсах делали башенки ─ пинакли; выглядевшие будто утонченные декорации, но в действительности, весом прижимающие к земле контрфорсы.

Французская готика

Для французской Готики характерной становится устройство каркасного свода, которое состоит из двух полукруглых арок, расположенных по диагонали, так называемая «ожива», и четырех стрельчатых боковых арок.

Со стрельчатыми арками были знакомы еще в Древней Месопотамии, ее качества использовали византийцы и арабы в 8-9 веках.

Достоинство Готики заключается в организации целостного конструктивного порядка.  Избавление стен от значительной нагрузки давало возможность дополнять их крупными окнами — это обстоятельство сыграло важную роль в искусстве создания витражей.

Внутренне убранство храмов осветляется. Таким образом, техническая потребность позволила создать новую конструкцию, а та помогла сформировать оригинальный художественный образ.

Становление готического стиля становится образцом художественного преображения прагматичности, который является основным показателем логичности процесса образования новых форм в искусстве. Архитектурные формы показывают не основательность и твердость, а христианскую идеологию нацеленности в небо ─ содержание, антагонистичное функциональному значению конструкции.

Подобное загадочное превращение можно почувствовать при входе в храм. Перед нами встанут рядами тонкие связки колонн, чьи вершины пропадают в дымке висящих над головами, их утонченные ребра распускаются, будто сказочные цветы.

Этапы развития стиля Ренессанс

По возвращении домой Брунеллески участвовал в конкурсном отборе ─ наилучший проект купола центрального собора города Санта Мария дель Фьоре. После Read more

Экостиль в интерьере

Каждому человеку в тесном и душном городе не хватает частички природы. Наверное поэтому на сегодняшний день одним из самых популярных Read more

Шторы – незаменимая деталь любого интерьера

Иногда достаточно одной детали чтоб подчеркнуть интерьер и его стиль, но одна деталь может и нарушить идеальную обстановку. Казалось бы, Read more

Шкафы-купе – дизайнерское решение или потребность

Шкафы-купе удобны, практичны и эстетичны, да и к тому же они набирают все больше и больше популярности в нашей стране. Read more