Бидермайер является одним из первых самостоятельных стилей среднего класса. Родиной этого архитектурного направления является Австрия, период рождения с 1815 года по 1848 год.
Именно тогда Венский Конгресс и революция, перечертили карту Европы, после чего именно Вена становится культурной европейской столицей, которая стала диктовать свои правила в моде, искусстве и в стилистических направлениях.
Стилистическая основа
Догмой Бидермайера, как стиля, является прообраз обычного бюргера, но слегка сентиментального, чистоплотного и умеренного во всех жизненных аспектах.
Сам термин «Бидермайер» появился благодаря придуманному литературному герою из поэтических стихов Эйхрода. С немецкого Biedermeier – это филологический результат игры слов, выглядит как «добрейший Майер».
Иначе говоря, Бидермайер можно определить как стиль вполне успешного буржуа австрийского или немецкого происхождения. Его отличают элементы комфорта, уюта, интимности и безопасности.
Литература в эпоху бюргерства
Стиль Бидермайер стремительно ворвался во все аспекты жизни того времени. Не осталась без внимания и литература.
Так немецкий автор Шеффель в 1848 году публикует два своих стихотвореных произведения: «Сетования праздного Мейера» и «Вечернее уютное времяпрепровождение Бидермана».
Еще один автор того же периода взял себе псевдоним, состоящий из имени собственного Meierи и существительного «Bidermann». Это не осталось незамеченным, появились последователи.
Так под творческим псевдонимом Бидермайер Готтлиб стали периодически появляться пародии на стихотворные произведения других авторов.
В конце 70-х годов того же столетия свет увидел сборник «Комические песни Бидермайера», стихи которого были ироничными, ведь главному герою свойственны мещанство во всех культурных проявлениях.
Сам же персонаж характеризовал себя, как человека весьма скромного, которому вполне уютно в маленькой комнатке с крошечным садиком, главное – искать частички счастья даже в звании сельского учителя.
Несомненно, рассматриваемый стиль отличался ограниченностью в восприятии окружающего мира, доминирующую роль играли несколько внутренние образы (индивидуумы) со свойственной им сентиментальностью.
В литературе очень часто применялись приемы, усиливающие эффект замкнутого сосуществования.
Приоритеты отдавались домашнему уюту, отражающему общее мировоззрение статистического немецкого бюргера, с характерными обывательскими и мещанскими взглядами.
Стоит отметить, что первое применение самого термина «Бидермайер» было найдено в 1894 году в статье П.Шмидта. Она называлась « Будущее орнамента на примере развития обойного дела» и вошла в рукопись «Живопись Бидермайера».
Рассматриваемое стилистическое направление берет свои истоки из немецкого Романтизма. За довольно короткий срок становится обособленным стилем, выражающим мещанский, в некоторой степени даже слащавый и ограниченный натурализм.
В нем уже не присутствуют черты, характерные для Романтизма. Ни в одном из произведений уже не найти романтической нотки или противостояния мелочности и серому быту, оно становится сугубо провинциальным.
На смену величественности и показательной ампирской пышности пришли практичность и простота, тяга к уюту и комфорту.
Особенно стали цениться тщательная интерьерная отделка, натуральность применяемых тканей и материалов. Интерьер стал рассматриваться не как часть общего великолепия помещения, а в качестве составляющей доли комфортного жилища.