Все узлы и системы автомобиля периодически нуждаются в диагностировании и технических осмотрах. Не является исключением и сцепление, комплектующие которого довольно часто выходят из строя из-за интенсивной эксплуатации, агрессивного стиля вождения и неправильной регулировки механизма.
Диагностика проводится с целью выявления поврежденных или изношенных деталей сцепления и своевременной замены их новыми. При этом существует ряд видимых признаков, свидетельствующих о наличии проблем с переключением передач в машине.
Поэтому каждый автовладелец должен иметь представление, как определить неисправность сцепления, на что обращать особое внимание и когда обращаться за помощью в сервисный центр.
Главные симптомы неисправности механизма
Симптоматика неисправностей сцепления на каждом конкретном авто отличается деталями и зависит от того, какой именно механизм установлен на это транспортное средство.
Так агрегат может отличаться по виду рабочей среды («сухой»/»влажный»), по типу привода (гидравлический/механический/электрический/комбинированный), принципу работы (однодисковый/многодисковый).
При этом общими для всех типов являются такие симптомы неисправности сцепления:
- Педаль проваливается до пола с незначительным сопротивлением или вообще без него.
- При выжимании сцепления возникает ощущение «мягкого хода».
- На крышке пыльника главного цилиндра или возле педали сцепления заметны следы подтекания рабочей жидкости.
- Следы жидкости видны на исполнительном цилиндре.
- Сцепление не выключается (неполное выключение).
- Пробуксовка сцепления (неполное включение).
- При надавливании на педаль возникает вибрация (резкое реагирование узла).
- Посторонние звуки во время переключения передач при передвижении.
- После нажатия на педаль и отпускания она не возвращается в исходное положение.
- Для надавливания на педаль требуется большое усилие.
Следует отметить, что каждый тип неисправности имеет характерные причины, а также видимые признаки, по которым их можно идентифицировать.
Как определить неисправность системы при езде?
Любой автовладелец должен обратиться в сервисный центр для проведения диагностики сцепления, если:
- при включении передачи машина очень медленно начинает двигаться, или не страгивается с места вообще;
- при движении «на подъем» тяга очень слабая или полностью отсутствует;
- авто набирает скорость неравномерно (рывками);
- при старте с места автомобиль начинает двигаться с ощутимыми толчками;
- при надавливании на педаль скорость движения не меняется;
- во время переключения скорости слышны посторонние звуки — стук, скрежет, визг.
Если появляются первые признаки неисправности сцепления, владельцу транспортного средства лучше не медлить с посещением автомобильного сервиса. Своевременная диагностика и устранение неисправности позволит в будущем избежать более дорогостоящего ремонта.
Основные неисправности сцепления
Если сцепление «ведет» (то есть оно не полностью выключается), это свидетельствует о неисправности трансмиссии или нажимного диска корзины. Подобный симптом может возникать и из-за повреждения фрикционных накладок, перекоса одного или обоих дисков, неточной регулировки выжимного подшипника и вилки выключения сцепления.
Если происходит увеличение оборотов двигателя, а скорость передвижения машины не увеличивается, то причинами этого могут быть:
- сильный износ фрикционных накладок;
- ослабление диафрагменной пружины;
- загрязнение маслом фрикционных накладок из-за его протекания через сальник коленвала;
- перегрев ведомого диска механизма.
Если при переключении передач возникает вибрация или авто начинает двигаться рывками, это свидетельствует о таких нарушениях:
- маховик или нажимной диск повреждены или деформированы;
- шлицы ступицы ведомого вала или первичного вала КПП износились;
- произошло обгорание фрикционных накладок;
- ослабло крепление или износились опоры двигателя.
Для того, чтобы избежать основных неисправностей механизма сцепления при эксплуатации авто, следует соблюдать несколько несложных правил. Во-первых, вовремя проводить плановые техосмотры, а так же проверять состояние узлов и механизмов перед каждой поездкой.
Во-вторых, соблюдать все правила эксплуатации транспортного средства, обеспечивая надлежащий уход. В-третьих, при замене деталей сцепления устанавливать только оригинальные запчасти.