По возвращении домой Брунеллески участвовал в конкурсном отборе ─ наилучший проект купола центрального собора города Санта Мария дель Фьоре. После того как в 1417 г. Брунеллески пригласили участвовать в создании проекта, его идея оказалась оптимальной и оригинальной.
Согласно его проекту купол должны были сооружать без применения лесов. Преодолев все трудности, Брунеллески смог создать прекрасный купол центрального собора Флоренции, освещенный в 1436 г.
Влияние на стиль Возрождение творений Брунеллески
По мнению современных специалистов, главной особенностью конструкции в разработке Брунеллески является точный и грамотный излом ребер, который обладал высокой прочностью.
Другое открытие Брунеллески состоит в наклонной и зигзагообразной кладке, какую он использовал при возведении купола, и одновременность постройки восьми частей сооружения.
В период создания купола собора Брунеллески руководил проектами других известных зданий во Флоренции, среди которых можно выделить Ризницу церкви Сан Лоренцо. В интерьере этой постройки были использованы элементы архитектуры стиля Возрождения:
- Стены, обрамляемые профилированными деталями.
- Примат горизонталей.
- Купола, полукруглые арки, окружности медальонов.
- Четко определенный каркас здания.
- Центрическое замкнутое пространство правильной формы.
- Симметрия в композиции.
Восстанавливая традиционные формы античности в архитектуре, Брунеллески овладел всеми практическими навыками древних, создавая на их принципах собственное художественное направление.
Архитектурный стиль Брунеллески называют скорее «женственным», если сравнивать с постройками Древнего Рима. Его строения обладают своим изяществом и легкостью, в каждом архитектурном элементе и профиле можно отметить точность линий, безупречность форм и пропорций, сооружения воспринимаются легко даже не специалистом.
По большей части сооружения Брунеллески, а не оригинальные постройки времен Древнего Рима, становились образцами для подражания и становления стиля Ренессанс в архитектуре, а позднее и таких стилей, как: классицизм, барокко, рококо, ампир и прочих направлений неоклассицизма.
Работы Альберти и Палладио
Теоретическое обоснование и интерпретацию стилю Возрождение дал в своих трудах по архитектуре Леон Батиста Альберти. По его сборнику «Десять книг по архитектуре» проходили обучение другие архитекторы. Это произведение повлияло на формирование стилей в европейской архитектуре.
При создании своих проектов Альберти находил любопытные решения фасадам зданий, употребляя пилястры в делении по этажам, которые становились легче в направлении снизу вверх, как в Колизее, антаблементы между этажами, совместный широкий карниз, который соответствовал пропорциям здания, обрабатывая стены рустом, обрамляя окна кладкой из камня. Данные средства повсеместно применялись итальянскими зодчими в будущем при строительстве дворцов.
Старания архитектора из Венеции Андреа Палладио были сконцентрированы на постройке церквей, загородных вил. С помощью несложных и доступных средств он старался получить результат величественности в сооружении. Он разработал идею «колоссального ордера», который охватывал 2 ─ 3 этажа, так называемый Палладинский ордер.
Благодаря становлению и развитию стиля Возрождения в архитектуре удалось достичь двух результатов, двух стилей, противопоставляемых друг другу: классицизма и барокко.