Ампир – это художественный стиль, возникший в наполеоновской Франции первых трех десятилетий 19 века.
Второе название – имперский стиль (от франц. «empire» — империя) как нельзя лучше подчеркивает его суть. Возникший искусственно, ампир был призван возвеличить и прославить правящего императора.
Отсюда монументальность, пафос, показное величие, пышность, одиозность стиля, его яркие краски, позолота.
Создатель нового стиля – активный участник революции и последователь идей Наполеона Жан Луи Давид, который создавал эскизы мебели и интерьеров, стремясь прославить новую империю в искусстве.
Ампир завершил эволюцию классицизма, унаследовав от него полную симметрию и упорядоченность. Подобно классицизму новый стиль опирался на образцы древнеримского, а также древнеегипетского искусства, скрупулезно копируя их.
В то же время интерьеры, выполненные в имперском стиле, отличались целостностью и единством в оформлении потолка, стен, мебели, занавесей.
Окрашенные в белый цвет потолки украшали простым декором по углам. Чистое нерасчлененное пространство стен выделяли узкими полосками с египетским орнаментом, украшали драпировками из тканей, позолоченной лепниной, медальонами. Паркетный пол настилался из дорогих пород древесины разного цвета.
Двери маскировались и прятались за предметами мебели. Иногда их оформляли в виде порталов и декорировали статуями сфинксов, львов, грифонов. Большое количество зеркал, располагающихся в разных, порой неожиданных местах, – обязательный элемент в оформлении интерьера.
Для цветовой гаммы, как и положено в стиле ампир, отличающемся парадностью и театральностью, характерны насыщенные кричащие краски: зеленая, пурпурная, розовая, голубая.
Разнообразные декоративные элементы, используемые для украшения, были призваны подчеркивать власть и воинскую славу. Это боевые доспехи, штандарты, мечи, гербы и знамёна. Применялись также античные орнаменты: пальмовые и лотосовые листья, цветочные гирлянды.
Величественных форм массивная мебель изготавливалась из дорогих пород древесины. Тонкие бронзовые накладки подчеркивали ее парадность. Главным было не удобство, а следование канонам стиля.
Отдельно следует сказать о русском ампире, отличающемся красотой, самобытностью, оригинальностью. Он просуществовал значительно дольше французского и дал миру замечательные архитектурные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге Стасовым и Росси.