Если классицизму присущи сложные и спокойные цветовые сочетания, то оттенками Ампира можно назвать красный, синий и белый, которые считаются триколором наполеоновского флага.

Для поверхности стен свойственна отделка шелком насыщенных цветов, орнаментально преобладали круги, овалы, ромбы, шикарные окаймления в виде веток дуба, звезд, выполненных из парчи золотого и серебряного цвета.

Отсюда следует, что ключевыми признаками процесса формообразования в произведениях искусства в стиле Ампир сделались следующие понятия:

  • Историзм.
  • Рационалистичность.
  • Нормативность.
  • Декоративность.

В поздний период свойственен был эклектизм. В известном особняке Парижа, который был построен в начале 19 века для пасынка императора, весь интерьер выполнен в различных стилях. Здесь встречаются египетские, римские, турецкие темы, создавая некоторый сибаритский уклон. Турецкая гостиная в особняке в своем оформлении практически достигает стиля Китча.

Таким образом, под воздействием раннеромантического направления появляется эстетика эклектики и историзма. Может быть, как раз эти разрушительные веяния, вне зависимости от проигрыша Наполеона, становятся основанием для стремительного преобразования стиля, который открывает эпоху Историзма как эпохи «восстановления».

Для Ампира была характерной еще одна черта, благодаря строгой упорядоченности, практически не появлялись региональные течения и школы. Чтобы определить точное понятие Ампира, следует называть так лишь искусство Франции начала 19 века.

У стиля Ампир нет национальности, и он полностью непримирим с народными традициями. Выражая имперские претензии Наполеона на мировое господство, данный стиль волюнтаристским образом внедрялся в завоеванное государство.

Стоит отметить, что ни в одной из завоеванных наполеоновской армией стран, не приняли данного стиля. Для противопоставления стилю Ампир в Германии и Австрии был принят стиль Бидермайер, хотя некоторые элементы Ампира в него включались.

Только в Российской империи по собственному желанию приняли стиль Ампир. Для этого были определенные внутренние основания, Россия превращалась в могущественное государство.

Незадолго до начала войны 1812 г. Персье и Фонтен с позволения императора отправляли при помощи французского посла Александру I альбомы с видами примечательных новинок Парижа.

Дворянство в России во многом копировало порядки парижских Салонов, так сильно гипнотизировала французская мода. Император Франции отсылал российскому правителю живописания итальянского и египетского походов с иллюстрациями. Война положила конец всем отношениям.

В 1814 г. российский император встречался в столице Франции с Фонтеном и принял от него 13 альбомов, в которых были рисунки оформления интерьеров. Благодаря этим альбомам приобрел широкое распространение «русский петербургский ампир». 

На родине эти работы были опубликованы в 1892 году. После поражения в войне французской наполеоновской армии Персье и Фонтен стремились на службу в Россию, но император Александр I отдал свое предпочтение О.Монферрану знаменитому в будущем автору Исаакиевского собора в Северной Столице.

Ампир в России

В Европе встречался стиль Ампир двух видов: французского и русского. Так называемый Русский Ампир был гораздо спокойнее и пластичнее французского. Существовало два ответвления стиля: столичное и провинциальное.

Основателем ампира в Петербурге является К. Росси, который благодаря своему вкусу смягчил некоторую жесткость французского стиля. Еще одним известным архитектором, который творил в данном стиле был В.Стасов.

Итальянизирующий ампир (1820 ─ 1830гг.) в архитектурных ансамблях Петербурга надлежит отличать от эпохи александровского классицизма, который был ориентирован на Неоклассицизм Франции 1760 годов.

Для провинциального ампира была присуща своеобразная индивидуальность, поэтому некоторые исследователи именуют его московским классицизмом. Конечному этапу развития петербургского классицизма в 1830 ─ 1840 гг. дали название «Николаевского Ампира», поскольку он приходится на момент правления императора Николая I.

Английский Ампир

Стиль Ампир не встречался столь часто в Англии. Стиль Георга IV некоторые называют «Английским ампиром». Этот промежуток наступил вслед за «английским стилем регентства» (1830 ─ 1840 гг.). На викторианскую эпоху 1830 ─ 1890 гг. приходится второй период «английского ампира».

Некоторые историки называют Ампир ─ неоримским стилем. Во времена правления Наполеона III начал формироваться помпезный стиль, именуемый Вторым Ампиром. Символику Бонапартов ─ золотых пчел на фоне синего, поклонники Ампира применяли в качестве декоративной детали, в отличие от символа династии Бурбонов.

Этапы развития стиля Ренессанс

По возвращении домой Брунеллески участвовал в конкурсном отборе ─ наилучший проект купола центрального собора города Санта Мария дель Фьоре. После Read more

Экостиль в интерьере

Каждому человеку в тесном и душном городе не хватает частички природы. Наверное поэтому на сегодняшний день одним из самых популярных Read more

Шторы – незаменимая деталь любого интерьера

Иногда достаточно одной детали чтоб подчеркнуть интерьер и его стиль, но одна деталь может и нарушить идеальную обстановку. Казалось бы, Read more

Шкафы-купе – дизайнерское решение или потребность

Шкафы-купе удобны, практичны и эстетичны, да и к тому же они набирают все больше и больше популярности в нашей стране. Read more