Примитивизм и узкие рамки идеологической установки сделали Ампир не художественным стилем, а скорее своеобразной декорацией или камуфлированием.
Как отмечает исследователь архитектурных стилей И.Грабарь, архитекторов Персье и Фонтена нельзя назвать слишком талантливыми зодчими, а скорее не очень изобретательными и неинтересными компиляторами.
Однако подобное резкое определение Грабаря можно объяснить не отсутствием талантливости у данных мастеров, а скорее односторонностью стиля.
Желая угодить императору, декораторы при дворе порой додумывались до абсурда. К примеру, покои Жозефины во дворце Мальмезон напоминали походную палатку римского центуриона, а придворные дамы в воздушных и легких «римских туниках» замерзали в Салонах Парижа, где отопление было плохим, и в холодной Северной Столице, которая старалась во всем подражать Парижской аристократии.
И здесь как нельзя кстати, подойдет выражение Наполеона, что от великого до смешного всего лишь шаг. В 1812 г. было издано «Собрание эскизов для украшения интерьера…», написанное Персье и Фонтеном.
Комментируя свои труды, они отмечали возможность применения различных стилей, но выдвигали вперед именно «стиль римлян». Здесь просматривается скорее провозглашение эклектики.
Признанный парижский декоратор Ж.Зюбер был известен тем, что создавал обои, которые подражали обшивке стен деревом. Конкурируя с ним Ж.Дюфур создавая обои, на которых изображались мифологические сюжеты с различными античными фигурами и живописными видами.
Как ни странно, но в стиле Ампир, который ограничивал свободу фантазии художника и был строго регламентирован, просматривалась определенная романтичность.
Наполеону нравился «эпос Оссиана» наряду с Гомером. Огромным успехом в Париже пользовалось произведение живописи Жерара «Оссиан, вызывающий призраков», которая была выполнена в 1801 г. по желанию императора для дворца Мальмезон. По окончании Египетского похода французам полюбился «египетский стиль».
В период с 1802 ─ 1813 гг. было выпущено 24-х томное сочинение «Путешествие по Египту», где были сделаны гравюры по рисункам барона Д.В.Денона.
Почти одновременно Ф.Жомар выпускает «Описание Египта» с иллюстрациями Денона. Многие декораторы, ювелиры, мебельщики и орнаменталисты опирались в своих работах на данные иллюстрации, а также на «образцовые проекты» от Персье и Фонтена.
В основе декоративных мотивов стиля Ампир по-прежнему остается атрибутика истории Рима: копья, щиты, легионерские знаки и проч. Удивительно, что подобное смешение элементов искусства древнего Рима и Египта не перерастало в эклектику.
В определенной мере этот факт можно объяснить тем, что в эпоху древнеримской империи египетские предметы искусства привозились в Рим. Экзотические произведения Египта были модными в кругу римских патрициев.
Обращение к прошлому
В начале 19 века подобная связь упрочилась и идейно обосновалась в результате того, что искусство Древнего Египта и римских императоров объединилось в амбициях Бонапарта. Они уживались нераздельно и органично в едином сознании романтической мысли.
В стиле Ампир во Франции в начале 19 века продолжились традиции Романтизма, которые начались в середине предыдущего века в Англии в виде Неоготики.
Мастера, творившие в стиле Ампир, обращались к прошлому, в античность и Древний Египет. Но с точки зрения методологии, Ампир нормативен, а, значит, его можно считать неромантичным.
В эволюционном плане искусство Франции, начиная с Рококо, и заканчивая Ампиром, походит на противоположное изменение, происходившее в 16 веке в Италии ─ от Классицизма к Барокко.
В стиле Ампир сочетаются одновременно «римские» и «египетские» мотивы, золоченая бронза и красное дерево, патинированная и матово-черная бронза, напоминающая египетские базальты, ─ все это можно найти в произведениях известного бронзовщика П.Ф. Томира. Являясь «придворным чеканщиком» Наполеона с 1805 года, Томир создавал бронзовые элементы мебели, различные светильники (канделябры и бра), вазы и часовые корпуса.
В каждом изделии наблюдаются четкие отличия декорации стиля Ампир от настоящего Классицизма. Для классицистического стиля характерна пластичная связь объемной формы и декоративности, переход одного в другой, изменяя расположение и функциональную особенность композиции.
Композиционная постановка в стиле Ампир основывается на контрастности чистой поверхности стены, предметов мебели и нешироких поясов орнаментов, в определенных участках, которые акцентируют внимание на конструктивных местах и сочленениях формы. Подобное противопоставление вдобавок ко всему усиливает плотный орнамент и цветовые контрасты.