Стоит заметить, что именно в те годы в моду вошло понятие «чистоты» комнаты. Считалось дурным тоном, если комната обставлена «просто так», без заботы, любви и удобства.
Было естественным заполнить как можно больше пространства различными, порой наивными безделушками и сувенирами.
Это могли быть простые настенные часы, миниатюрные скульптуры людей и животных, акварельные зарисовки, вышивки, выполненные хозяйкой дома и, конечно, горшки с цветами на подоконниках.
Пределом мечтаний и показателем вкуса считалась мебель, изготовленная из натурального дерева. Все мебельные предметы должны были быть светлого оттенка, а обивка должна была иметь полосатый или цветочный принт.
Все больше уделялось времени интерьеру гостиной, которую «выставляли напоказ» перед собранием порядочных бюргеров.
В Россию стиль Бидермаер вошел во времена Пушкина. Из произведений знаменитого русского поэта мы видим, что практически все его главные герои начитаны и много пишут.
Это в большой степени сказалось на введении в интерьерную моду таких предметов мебели, как секретер, письменный стол, бюро для хранения от посторонних глаз любовной лирики.
Интерьер гостиной также дополняют этажерки, шкафчики, мягкие диваны и кресла, пуфики, отдельные подставки для комнатных растений. Нередко можно было встретить и витрины, в которых были выставлены на обозрение домашние коллекции хозяев.
В живописи преобладают семейные сцены и семейные портреты. Если портрет писался одиночным, то обязательно с ноткой сентиментальности. Большой популярностью пользовались романтические пейзажи сельской местности.
Если Ампир охватывал всю архитектуру, живопись и интерьер, то период Бидермайера затронут лишь интерьер, мебель и немного литературы. Если сравнивать с тем же Ампиром, то он распространился почти во все европейские страны, а бидермайер нашел отклик лишь в Германии и Австрии, и практически не прижился во Франции.
Можно сказать, Бидермайер – это реакция на монументализм Ампира и некоторое его стилистическое неудобство. Бидермайер стал любимым стилем буржуазии среднего класса, отражал его вкусы и наклонности. Мебель и дизайн интерьеров характеризовался удобством, комфортом, скромностью и упрощенностью во всех проявлениях.
В начале своего развития (30-е годы) бюргерский стиль не поддавался влиянию античной или какой-либо другой стилистике, это стало проявляться гораздо позже. Идеологическими предпосылками возникновения стиля Бидермайер стало политическое положение в Австрии и Германии того периода.
Положение было тревожно-меланхоличным, психологически требовалась возможность уйти от реальности.
Самым стандартным способом для этого становится еще большее погружение в семейный или дружеский круг, попытки найти романтику в жизненных повседневных радостях, постепенно трансформируясь в реализм.
Именно поэтому идеализм и становиться главной отличительной чертой стилистики Бидермайера. В живописи приоритетом пользуются бытовые и семейные сцены, другие жанры также отличаются своей камерностью.
Во всем проявляется стремление найти идиллию в мире «маленького человека». Такое положение свойственно именно национальным особенностям немецкого быта, и как доминанта – бюргерства.
Стены жилых комнат украшались обоями, отличающимися расцветкой и компоновкой. В моду входят большие яркие ковры на стенах. Окна оформляются легкими занавесками, а по бокам более тяжелыми занавесями, украшенными кисточками и бахромой. Во всех доступных местах используются живые цветы в горшках.
Мебель отличается закругленной геометрией и изогнутостью линий, компактностью, удобством, элегантностью и минимальным декором. Он включал лишь искусную резьбу отдельных элементов и применение текстиля для украшения. Для мебельного производства стало применяться гораздо больше сортов дерева, чем раньше.
Для изготовления использовались черешня, вяз, дуб, орех, ясень и красное дерево. Стоит отметить, что в этот период мебельное производство очень динамично развивалось. Производимая мебель была достаточно разнообразной.
В моду стали входить комплекты-гарнитуры, объединяющие диван, кресла, стулья, стол. Но входящая в гарнитурный набор мебель порой изготавливалась разной формой, что придавало ей особую пикантность.
Отдельное, порой главное место в гарнитуре занимал диван. Диваны той эпохи выглядели монументальными сооружениями с высокими спинками, подлокотниками и нередко боковыми валиками. Также в моду входят тканевые чехлы для мягкой мебели.