Сразу надо сказать, что мнение о том, что затормозить автомобиль можно лишь нажатием тормозной педали – ошибочно. На самом деле опытными водителями еще для этого применяется и торможение двигателем.
Для этого при включенном сцеплении педаль «газа» (акселератор) отпускается, автомобиль должен стоять на первой или второй передаче – тогда торможение будет наиболее эффективным, ибо двигатель вместо того, чтобы двигать машину вперед, это движение замедляет до самой остановки полностью.
Если этих мер для того, чтобы затормозить автомашину, окажется мало – давят на тормозную педаль.
Но применять торможение при помощи мотора необходимо умеючи и очень осторожно. Иногда этот метод способен вызвать аварию. Допустим, когда дорога покрыта голым льдом или она просто мокрая, если газ сбрасывать с большой резкостью, возможно проскальзывание ведущих колес, и автомобиль занесет.
Представляет угрозу и неверное применение тормозной педали. Если нажать на нее резко, автомобильный вес начинает давить на переднюю ось, ось же задняя при этом облегчается, и у закрепленной на ней колесной паре сцепление с покрывающим дорогу веществом становится хуже.
Велика вероятность при этом того, что передние колеса пойдут «юзом», и тормозной процесс просто не произойдет. Более того, возможна полная потеря управления, когда автомашина начинает двигаться самопроизвольно в неопределенном направлении.
Для недопущения этого нажимать на тормозную педаль нужно долго и плавно, затем ее следует отпустить и произвести повторное нажатие, но уже весьма кратковременное (это называется «притаптывать»). Одновременно надо управлять движением автомашины в избранном направлении и предотвращать колесную блокировку.
Указанное торможение с перерывами равномерно распределяет вес автомобиля на все его колеса, и позволяет обеспечить постоянное управление ведущими колесами.
Экстренное торможение и как его применять
Иногда необходимо применить экстреннее торможение. Но поскольку выполнение этого маневра представляет собой большой риск, использовать его можно лишь в состоянии крайней необходимости.
При его выполнении левая нога водителя должна упираться в пол, чтобы противостоять инерции, бросающий его тело вперед. Необходимо так же работать корпусом, отклоняя его назад. При заносе для восстановления контроля над автомашиной педаль тормоза надо отпустить. Общее правило – всячески избегать ситуаций, вызывающих необходимость применения экстренного торможения.
В зависимости от дорожной обстановки, вести автомобиль следует со скоростью, обеспечивающей возможность постепенного торможения. При торможении следует рассчитывать вероятную длину тормозного пути.
Для этого имеющуюся скорость делят на число «10», и получившееся частное умножают на равное ему число. Допустим, скорость равна 40 км/ч. 40 : 10 = 4. 4 умножаем на 4, получаем 16.
Получается, что возможный тормозной путь при такой скорости составит 16 метров. Подчеркиваем, что подсчитан возможный, а не реальный тормозной путь. Последний зависит от состояния дорожного полотна, тормозной системы и шин конкретного автомобиля. Но разница, как правило, получается в сторону увеличения.
Если тормозная система отказывает, водитель должен не бросать руль, а применять аварийное торможение, используя стояночный тормоз, и наезжая на различные препятствия, встречные и попутные автомашины. Однако «бить» их надо не «в лоб», а только вскользь, по касательной.
Таким образом, в обычном порядке торможение должно быть плавным. Перед его началом водитель обязан взглянуть в предназначенное для заднего обзора зеркало. Сцепление при этом выжимается лишь в момент фактически полной остановки автомашины.
Тормозить надо прерывисто. При заносе задних колес торможение следует прекратить, и начать его снова, когда автомашина выровняется.